Аутизм
Главная → Справочники → Справочник заболеваний → Аутизм
На сегодняшний день даётся следующее определение понятию «аутизм» – расстройство психики, при котором всегда отмечаются выраженные качественные нарушения социального взаимодействия, проявляющиеся в виде неадекватной оценки социальных и эмоциональных сигналов, обращённых к больному.
По статистике частота, с которой встречается данное заболевание, составляет 2-4 случая на 10000 детей. Мальчики болеют в 3-4 раза чаще, чем девочки, но у последних – симптоматика более выражена.
Среди причин развития данного вида патологии можно указать, как наиболее вероятные – сочетание перинатальной патологии (периода внутриутробного развития и первых дней жизни) и генетической предрасположенности.
Клинические проявления
- Появление признаков расстройства в возрасте до 3-х лет. Если симптоматика развивается в более позднем возрасте, то следует говорить об атипичном аутизме;
- Ребёнок заметно отстаёт в росте от своих сверстников;
- У больного ребёнка снижен порог болевой чувствительности, ребёнок не плачет, даже получив серьёзное повреждение;
- С раннего возраста ребёнок не проявляет интереса к звуку человеческого голоса, в том числе и родительского (что порождает у родителей мысли о возможной глухоте ребенка);
- Ребёнок не просится на руки и не ждёт, чтобы его на них взяли;
- Подмечено, что такой ребёнок проявляет повышенный интерес и внимание к тиканью часов;
- У ребёнка нет признаков страха остаться одному в помещении или быть там с чужими людьми;
- Больной ребёнок не выделяет лицо родителей или близких среди других лиц, окружающих его;
- При общении со сверстниками такой ребёнок не проявляет никакого интереса к общению с ними, пассивен во время игр с детьми;
- Отсутствует страх перед реально существующей опасностью, перед угрозой получения травмы;
- Выражено отсутствие эмоциональной взаимности, снижено взаимодействие в общении;
- Отсутствуют реакции на эмоции других людей;
- Со временем становится заметно отсутствие разговорной речи, ребёнок криком или плачем обозначает свои желания. В более позднем возрасте – берет кого-либо из родителей за руку и ведет туда, где находится желаемое им. Мимика и жестикуляция при этом не используется, только эмоции;
- Нарушения речи: часто ребёнок остаётся практически немым на всю жизнь, лишь повторяя бессмысленные однообразные звуки. В некоторых случаях речь может быть ограничена фрагментами фраз, монотонна, с использованием необычных или выдуманных слов;
- Даже при наличии довольно беглой речи – больному весьма затруднительно вести диалог с кем-либо (говорит кому-то, но не с кем-то);
- Больной склонен устанавливать и придерживаться строго установленного жизненного порядка (не любят менять привычную ему одежду, еду, игрушку). Если такие изменения происходят – это вызывает раздражение, гнев;
- Склонность к повторным, стереотипным движениям, ритуалам;
- Игрушки могут использоваться не по своему предназначению. Ребенок больше внимания уделяет деталям игрушки, а не играет ею в целом, играет нетипично;
- Часто ребёнок играет песком, водой, а не обычными игрушками;
При установлении диагноза «аутизм» – необходимо иметь в виду другие заболевания, могущие иметь схожую симптоматику. Так, нужно исключить другие расстройства психики – шизофрению, умственную отсталость, уточнить возможность наличия расстройств развития речи. Обязательно необходимо выяснить состояние слуха – исключить глухоту.
Лечение аутизма основывается на трёх взаимодополняющих направлениях: медикаменты (в случаях выраженного нарушения поведения), психотерапевтическая работа (педагоги, психологи, психотерапевты), семейная терапия, имеющая чрезвычайно важное значение в жизни больного.