Задержка психического развития
Главная → Справочники → Справочник заболеваний → Задержка психического развития
Задержка психического развития – это комплексное название целого ряда нарушений в развитии психических функций ребенка. Речь может идти о запаздывающем развитии внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы, психомоторных и других функций. Сокращенно эта патология называется ЗПР. Встречается и другое название – неосложненный психический (или психофизический) инфантилизм.
Следует сразу отметить, что ЗПР – несколько устаревшее название. В современной медицине используется термин «расстройства психологического развития», охватывающий целый спектр различных патологий, которые в классификации МКБ-10 описаны в пунктах F80-F89. Можно сказать, что ЗПР – слишком общий термин, а точный диагноз будет определять нарушение конкретной функции. Сам же термин «задержка психического развития» чаще используется психологами и педагогами, нежели врачами.
ЗПР – приговор или индивидуальная особенность?
Родителям, чей ребенок получил такую характеристику, следует в первую очередь разобраться в природе ЗПР. Задержку психического развития ни в коем случае не следует путать с умственной отсталостью. О ЗПР обычно говорят в том случае, когда речь идет о дошкольнике или ребенке младшего школьного возраста. В большинстве случаев нарушения психического развития таких детей оказываются обратимыми (хотя бы частично) и только в более старшем возрасте можно говорить об умственной отсталости.
Чтобы понять, какое место ЗПР занимает на «шкале» видов нарушений детского психического развития, можно рассмотреть классификацию В.В.Лебединского:
- необратимое психическое недоразвитие (здесь речь идет об олигофрении);
- ЗПР (полностью или частично обратимое нарушение);
- поврежденное психическое развитие (нарушения, возникающие после периода нормального развития);
- дефицитарное развитие (нарушения, связанные с недостаточным развитием или отсутствием слуха, зрения и других чувств);
- искаженное ПР (ранний аутизм);
- дисгармоническое ПР (различные психопатии).
Как видим, задержка психического развития не является олигофренией. Такие дети вполне способны обучаться в общеобразовательных школах и при правильном подходе постепенно догоняют в развитии своих сверстников.
Главная проблема этого нарушения состоит в сложности диагностики. Родители детей с задержкой психического развития очень редко инициируют обследование самостоятельно. Задержку развития чаще выявляют психологи и педагоги в школах и дошкольных учреждениях. Обнаружить ЗПР можно и в более раннем возрасте, но сделать это гораздо сложнее.
Распространенные симптомы ЗПР
1) У детей до 3-х лет может наблюдаться медленное развитие психомоторных функций, свидетельствующее о ЗПР.
2) Ребенок с ЗПР испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми: ему тяжело дается умение слушать, он не может сформулировать собственные мысли, не усваивает социальных норм и правил той или иной игры. Задержка психического развития проявляется также в совместных играх и групповой работе над школьными заданиями. Ребенок не может наладить коммуникацию и даже в играх с другими детьми держится обособленно, практически не обсуждая происходящее с остальными членами группы.
3) При ЗПР часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы. Эмоции кратковременны, нестабильны, могут не соответствовать реальной ситуации. При конфликтах ребенок становится агрессивным, а негативные эмоции направлены на конкретную личность, а не на действие. Такие дети часто бывают вспыльчивыми, обидчивыми и слишком легко ранимыми (к примеру, плачут из-за плохих оценок или легких укоров взрослых).
4) Проблемы с обучением у детей с ЗПР возникают вследствие недостаточной развитости психических функций. Ребенку сложно концентрироваться, он не может анализировать информацию, обобщать, делать выводы.
5) ЗПР часто проявляется в замедленном развитии памяти. Ребенок не в состоянии выучить стихотворение, рассчитанное на детей его возраста, путает дни недели, забывает собственный адрес, имена родственников и другую важную информацию.
6) В младшем школьном возрасте у детей с ЗПР продолжает преобладать игровая мотивация, а положенная в их возрасте познавательная – напротив, отсутствует. На уроках эти дети быстро устают и начинают отвлекаться, поскольку их практически невозможно заинтересовать темой занятия.
7) Задержка психического развития может сказываться на повседневных умениях. Дети с ЗПР иногда не в силах самостоятельно чистить зубы, одеваться, завязывать шнурки, есть, собирать вещи для школы и т.д.
Причины задержки психического развития
Развитию ЗПР способствуют две противоположные стратегии воспитания: гиперопека и дефицит внимания. Задержка психического развития наблюдается у огромного количества так называемых «отказников», сирот, «детдомовцев» и детей, растущих без родителей. Вероятно также проявление ЗПР у детей из неблагополучных семей. Но возможна и другая крайность: «залюбленные» дети, которым родители не дают достаточного пространства для самостоятельно развития, тоже могут отставать от сверстников. Или другой сценарий: нарушения в развитии могут проявиться из-за перегруженности. Множество секций, дополнительных уроков и прочих умственных и физических нагрузок могут вызвать перенапряжение нервной системы ребенка, хотя здесь речь чаще идет о поврежденном психическом развитии.
Патогенез и лечение ЗПР
Задержка психического развития обычно обусловлена неорганическими патологиями работы лобных долей коры головного мозга. Эти нарушения негрубые и в большинстве случаев могут быть скорректированы правильным педагогическим подходом и психологией. В более сложных случаях возможно и медикаментозное лечение, в основе которого чаще всего (не всегда) лежит использование ноотропов.
В первую очередь ребенку с ЗПР необходимо внимание и понимание близких. Лечение этой патологии комплексное и определяется для каждого ребенка индивидуально, согласно его потребностям. Проблемой могут заниматься педагоги-дефектологи, логопеды, детские психиатры, психотерапевты, психологи, неврологи и другие специалисты.