Логин
Пароль

Задержка психического развития

ГлавнаяСправочникиСправочник заболеваний → Задержка психического развития

Задержка психического развития – это комплексное название целого ряда нарушений в развитии психических функций ребенка. Речь может идти о запаздывающем развитии внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы, психомоторных и других функций. Сокращенно эта патология называется ЗПР. Встречается и другое название – неосложненный психический (или психофизический) инфантилизм.

Следует сразу отметить, что ЗПР – несколько устаревшее название. В современной медицине используется термин «расстройства психологического развития», охватывающий целый спектр различных патологий, которые в классификации МКБ-10 описаны в пунктах F80-F89. Можно сказать, что ЗПР – слишком общий термин, а точный диагноз будет определять нарушение конкретной функции. Сам же термин «задержка психического развития» чаще используется психологами и педагогами, нежели врачами.

ЗПР – приговор или индивидуальная особенность?

Родителям, чей ребенок получил такую характеристику, следует в первую очередь разобраться в природе ЗПР. Задержку психического развития ни в коем случае не следует путать с умственной отсталостью. О ЗПР обычно говорят в том случае, когда речь идет о дошкольнике или ребенке младшего школьного возраста. В большинстве случаев нарушения психического развития таких детей оказываются обратимыми (хотя бы частично) и только в более старшем возрасте можно говорить об умственной отсталости.

Чтобы понять, какое место ЗПР занимает на «шкале» видов нарушений детского психического развития, можно рассмотреть классификацию В.В.Лебединского:

  1. необратимое психическое недоразвитие (здесь речь идет об олигофрении);
  2. ЗПР (полностью или частично обратимое нарушение);
  3. поврежденное психическое развитие (нарушения, возникающие после периода нормального развития);
  4. дефицитарное развитие (нарушения, связанные с недостаточным развитием или отсутствием слуха, зрения и других чувств);
  5. искаженное ПР (ранний аутизм);
  6. дисгармоническое ПР (различные психопатии).

Как видим, задержка психического развития не является олигофренией. Такие дети вполне способны обучаться в общеобразовательных школах и при правильном подходе постепенно догоняют в развитии своих сверстников.

Главная проблема этого нарушения состоит в сложности диагностики. Родители детей с задержкой психического развития очень редко инициируют обследование самостоятельно. Задержку развития чаще выявляют психологи и педагоги в школах и дошкольных учреждениях. Обнаружить ЗПР можно и в более раннем возрасте, но сделать это гораздо сложнее.

Распространенные симптомы ЗПР

1)      У детей до 3-х лет может наблюдаться медленное развитие психомоторных функций, свидетельствующее о ЗПР.

2)      Ребенок с ЗПР испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми: ему тяжело дается умение слушать, он не может сформулировать собственные мысли, не усваивает социальных норм и правил той или иной игры. Задержка психического развития проявляется также в совместных играх и групповой работе над школьными заданиями. Ребенок не может наладить коммуникацию и даже в играх с другими детьми держится обособленно, практически не обсуждая происходящее с остальными членами группы.

3)      При ЗПР часто возникают нарушения эмоционально-волевой сферы. Эмоции кратковременны, нестабильны, могут не соответствовать реальной ситуации. При конфликтах ребенок становится агрессивным, а негативные эмоции направлены на конкретную личность, а не на действие. Такие дети часто бывают вспыльчивыми, обидчивыми и слишком легко ранимыми (к примеру, плачут из-за плохих оценок или легких укоров взрослых).

4)      Проблемы с обучением у детей с ЗПР возникают вследствие недостаточной развитости психических функций. Ребенку сложно концентрироваться, он не может анализировать информацию, обобщать, делать выводы.

5)      ЗПР часто проявляется в замедленном развитии памяти. Ребенок не в состоянии выучить стихотворение, рассчитанное на детей его возраста, путает дни недели, забывает собственный адрес, имена родственников и другую важную информацию.

6)      В младшем школьном возрасте у детей с ЗПР продолжает преобладать игровая мотивация, а положенная в их возрасте познавательная – напротив, отсутствует. На уроках эти дети быстро устают и начинают отвлекаться, поскольку их практически невозможно заинтересовать темой занятия.

7)      Задержка психического развития может сказываться на повседневных умениях. Дети с ЗПР иногда не в силах самостоятельно чистить зубы, одеваться, завязывать шнурки, есть, собирать вещи для школы и т.д.

Причины задержки психического развития

Развитию ЗПР способствуют две противоположные стратегии воспитания: гиперопека и дефицит внимания. Задержка психического развития наблюдается у огромного количества так называемых «отказников», сирот, «детдомовцев» и детей, растущих без родителей. Вероятно также проявление ЗПР у детей из неблагополучных семей. Но возможна и другая крайность: «залюбленные» дети, которым родители не дают достаточного пространства для самостоятельно развития, тоже могут отставать от сверстников. Или другой сценарий: нарушения в развитии могут проявиться из-за перегруженности. Множество секций, дополнительных уроков и прочих умственных и физических нагрузок могут вызвать перенапряжение нервной системы ребенка, хотя здесь речь чаще идет о поврежденном психическом развитии.

Патогенез и лечение ЗПР

Задержка психического развития обычно обусловлена неорганическими патологиями работы лобных долей коры головного мозга. Эти нарушения негрубые и в большинстве случаев могут быть скорректированы правильным педагогическим подходом и психологией. В более сложных случаях возможно и медикаментозное лечение, в основе которого чаще всего (не всегда) лежит использование ноотропов.

В первую очередь ребенку с ЗПР необходимо внимание и понимание близких. Лечение этой патологии комплексное и определяется для каждого ребенка индивидуально, согласно его потребностям. Проблемой могут заниматься педагоги-дефектологи, логопеды, детские психиатры, психотерапевты, психологи, неврологи и другие специалисты.

Порекомендуйте статью:

Клиники работающие с этим заболеванием:

Детская поликлиника Литфонда Детская поликлиника Литфонда - многопрофильный детский медицинский центр оказывающее полный спектр лечебных и диагностических медицинских услуг для детей с рождения до 18 лет. Узкие специалисты по 20 направлениям, анализы, УЗИ, рентген, МРТ (с 6 лет), ЭКГ, ЭХО-КГ, НСГ, холтер, СМАД. Патронаж новорожденных. Выезд на дом.
ЦНИР Центр невроогии и развития детей раннего возраста
У клиники пока нет отзывов
ООО ЦНИР "Центр неврологии и развития детей раннего возраста" Центр неврологии и развития детей раннего возраста осуществляет специализированную помощь детям возраста от 0 до 10 лет в особенности недоношенным детям, детям с отставанием в развитии. В ЦНИР работают клинические психологи и профессионалы, специализирующиеся на работе с детьми раннего возрата (от 0 до школьного возраста): нейропсихологи, логопеды
Адрес:  Варшавская, Россия, Москва, Ялтинская, 2
Центр ментаьного здоровья Эмпатия
У клиники пока нет отзывов
Центр ментального здоровья Эмпатия Центр ментального здоровья Эмпатия — это специалисты в сфере психического здоровья и психологической помощи. Психологи, нейропсихологи, психотерапевты и врачи-психиатры специализируются на восстановлении внутреннего равновесия и гармоничных отношений с окружающими. Специалисты лечат весь спектр психических расстройств.

Отзывы о странице

По дате
По оценке
Помогите нам точнее определить ваше местоположение. Укажите в каком населенном пункте вы находитесь.