Дислексия
Главная → Справочники → Справочник заболеваний → Дислексия
Введение
Дислексия относится к парциальным расстройствам навыков чтения, которое провоцируется недостаточно сформированными психическими функциями, непосредственно задействованными в процессе чтения. К основным симптомам расстройства относится повтор ошибок при чтении, искажение слогов слова, нарушение смысла прочтенного. У детей с нормальным интеллектом это заболевание встречается довольно редко, оно более характерно для тяжелых нарушений функции речи.
Причины дислексии
Специалисты, занимающиеся данной проблемой, на данный момент не пришли к единому мнению о природе ее возникновения. Существует версия о наследственном характере этого расстройства, о воздействии биологических патологических факторов, которые вызывают минимальную мозговую дисфункцию.
Это может быть перинатальное повреждение с гипоксическим характером (отслойка плаценты, аномалии в развитии пуповины, порок сердца у матери и т.д.). При алкогольной и медикаментозной интоксикации, происходит токсическое поражение ЦНС ребенка. Инфекционное поражение коры головного мозга ребенка внутриутробного периода вызывают грипп, ветряная оспа, корь, краснуха, перенесенные во время беременности.
Механические повреждения могут произойти во время плодоизгоняющих манипуляций: (затяжные роды, узкий таз роженицы).
После родов наличие черепно-мозговых травм, детские инфекции и истощение тоже могут спровоцировать дислексию.
Это расстройство характерно для детей с тяжелыми формами ЗПР, умственной отсталостью и ДЦП.
Социальной причиной дислексии является недостаток речевого общения, раннее обучение грамоте, педагогическая запущенность, несформированность устной речи.
Симптомы дислексии
Первый симптом, на который стоит обратить внимание – это дефекты устной речи ребенка:
- неточность употребления слов;
- отсутствие понимания слов и фраз;
- бедность словарного запаса;
- дефект в звукопроизношении;
- несвязанность речи;
- отсутствие развернутых предложений;
- фонематическая дислексия – смешение и замена звуков;
- семантическая дислексия – нарушение понимания прочтенного;
- аграмматическая дислексия – неправильное употребление падежных окончаний, нарушение согласованности рода и падежа;
- мнестическая дислексия – нарушение ассоциации между зрительным восприятием буквы и ее произношением;
- оптическая дислексия – замена и смешение букв, сходных по графике.
- тактильная дислексия проявляется у незрячих людей.
Диагностика дислексии
Комплексное обследование должно проводиться лабораторными и инструментальными методами.
Кроме того, ребенок должен пройти обследование у узких специалистов:
- у логопеда для выявления особенности и дисфункции речи, причем не только устной, но и письменной;
- офтальмолога;
- невролога.
Лечение дислексии
В коррекцию этого расстройства включена работа над всеми дисфункциями неречевого процесса и устной речи.
Фонематическая дислексия корректируется с упором на звукопроизношение, формирование звуко-слогового состава слова, развитие фонематических процессов.
Семантическая дислексия корректируется с упором на усвоение грамматических норм языка, обогащение и уточнение словаря, развитие слогового синтеза.
Аграмматическая дислексия корректируется с упором на формирование грамматических систем словообразования и словоизменения.
Мнестическая дислексия корректируется с упором на развитие речезрительной и слухоречевой памяти.
Оптическая дислексия корректируется с упором на развитие зрительного анализа и синтеза.
Тактильная дислексия корректируется с упором на развитие пространственных представлений.