
По данным Всемирной организации здравоохранения, порядка 5% взрослого населения во всем мире страдают депрессией – расстройством психической деятельности, которое характеризуется угнетением психоэмоционального фона, утратой интереса к жизни, снижением самооценки, плохой концентрации внимания, негативными мыслями и крайне низким качеством сна. Примечательно, что у большинства пациентов имеет место дефицит витамина Д – главного регулятора обмена кальция и фосфора, минерализации костной ткани и здоровья мышц.
В последние годы, по мере изучения биологической роли этого витамина, ученые все чаще открывают у него новые способности и области контроля. Уже не вызывает сомнений тот факт, что он принимает непосредственное участие в работе врожденного иммунитета, и все чаще говорится о том, что он задействован в некоторых функциях нервной системы.
Биологически активная форма витамина Д, а также рецепторы к нему и ферменты, связанные с метаболизмом этого вещества, была обнаружены в клетках нервной ткани (нейронах), глии и макрофагах головного мозга. Многие ученые выдвигали предположение о том, что этот витамин участвует в реализации когнитивных функций и может быть связан с развитием депрессии.
Проводилось немало исследований, в которых оценивалась связь витамина Д с риском возникновения депрессивных расстройств. И не так давно группа сотрудников Университета Восточной Финляндии провели обобщенный анализ результатов проведенных ранее открытых исследований, чтобы понять, можно ли рассматривать его в качестве природного антидепрессанта.
Исследователи проанализировали данные, полученные в нескольких десятках исследований, где приняли участие более 53 тысяч взрослых людей. Большая часть добровольцев (примерно 84%) были женского пола; многие участники принимали биологически активные добавки к пище, содержащие витамин Д в дозе от 400 до 14 000 МЕ. Проанализировав итоги всех исследований, ученые пришли к выводу, что прием витамина Д способствовал ликвидации основных симптомов психоневрологического нарушения у пациентов с установленным диагнозом большого депрессивного расстройства или послеродовой депрессии.
Наиболее выраженным этот эффект был у пациентов с выявленным дефицитом или недостаточно высоким уровнем витамина Д (около 50 нмоль/л или менее). Более эффективным оказалось кратковременное применение витаминсодержащих добавок (на протяжении первых 12 недель). Положительные результаты выявляли у добровольцев, которые принимали витамин в дозе не менее 4000 МЕ в сутки; добавки с меньшим содержанием витамина оказывали умеренный или слабый эффект.
В настоящее время рекомендованная норма потребления витамина Д составляет 600МЕ, или 15 мкг. Несмотря на то, что основная его доля синтезируется клетками кожи под воздействием ультрафиолетовых лучей, доктора все чаще говорят о необходимости получения витамина с пищей (он содержится в жире морских рыб, грибах, желтке яиц и обогащенных молочнокислых продуктах). Во многом это объясняется тем, что для полного удовлетворения потребности организма необходимо длительное пребывание под прямыми солнечными лучами без одежды и солнцезащитных средств, что чревато негативными последствиями, в том числе – повышением риска образования злокачественных опухолей кожи.
Особое внимание следует уделить удовлетворению потребности в витамине Д пожилым людям. В силу возрастных изменений, их организм синтезирует мало этого ценного вещества даже при достаточном пребывании на улице. А если учесть, что с годами многие люди становятся домоседами, очевидно, что потребность в «природном антидепрессанте» им нужно удовлетворять другим путем.