Новые факты о кишечной палочке помогут в борьбе с хроническим циститом

ГлавнаяПубликации → Новые факты о кишечной палочке помогут в борьбе с хроническим циститом

07 июля 2022

Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) входят в число наиболее распространенных проблем со здоровьем у женщин по всему миру. Так, австралийские ученые подсчитали, что, если ситуация не изменится в ближайшем будущем, более половины жительниц Австралии будут страдать от ИМП в течение всей своей жизни, и почти каждая третья австралийка перенесет инфекцию, требующую лечения антибиотиками, в возрасте до 24 лет.

Одним из главных возбудителей ИМП в настоящее время стала кишечная палочка: она становится причиной воспаления в 80% случаев острых и хронических заболеваний мочевыводящих путей, включая цистит, уретрит, пиелонефрит. С годами этот патогенный микроорганизм обретает все большую устойчивость к противомикробным препаратам, что внушает опасения докторам и делает его одной из основных причин смерти, связанной с болезнетворными бактериями, во всем мире.

В поисках новых способов уничтожения кишечной палочки сотрудники Технологического университета Сиднея обратились к помощи электронной микроскопии. Они решили изучить особенности поведения, размножения и роста опасного микроба, следуя вполне известному принципу: «врага надо знать в лицо».

Удивительное открытие поджидало исследователей на этом пути: они обнаружили, что во время цикла инфекции, то есть заражения здоровых клеток, кишечные палочки изменяют форму и образуют нити, похожие на спагетти, в сотни раз превышающие их нормальную длину, прежде чем вернуться к своей обычной форме. Используя модель инфекции клеток мочевого пузыря человека для генерации нитей и изучения их возврата к изначальной форме стержня, ученые попытались понять, с какой целью кишечная палочка подвергается трансформации, какие механизмы при этом включаются, какие преимущества она получает, и как можно использовать полученные сведения в лечебных целях.

Исследователи выяснили, что длинные нити («спагетти»), которые образуют кишечные палочки, помогают им разорвать инфицированные клетки человека с помощью прежде не известного механизма. По всей видимости, разрушительное «извержение» нитей бактерий из клеток мочевого пузыря способствует обширному извержению и болевым ощущениям, сопутствующим ИМП. Кроме того, ученые установили, что до тех пор, пока кишечные палочки не вернутся к своей обычной форме, они не могут инфицировать новые клетки, то есть инфекция не может распространяться.

Эту особенность микроба ученые сочли одним из наиболее значимых его уязвимых мест. Они применили самые точные методы электронной микроскопии, чтобы понять, каким образом кишечная палочка трансформируется из одного образа в другой. Им удалось вычислить двух ключевых белков деления клеток и проследить, как меняется их локализация во время наращивания длины нити. Исследователи обнаружили, что нормальные правила регуляции деления клеток, справедливые в отношении самих бактерий, далеко не всегда применяются в отношении их нитей.

Первые подсказки о том, каким образом регулируется обращения бактериальных нитей вспять в ходе возбуждения инфекционного процесса может стать основой для инновационных методов борьбы с кишечной палочкой и вызванными ею инфекциями. Вполне вероятно, что в скором будущем появятся альтернативные методы лечения ИМП, и хронический цистит и уретрит больше не будут причинять мучения людям.