Чаша терпения действительно существует!

ГлавнаяПубликации → Чаша терпения действительно существует!

17 июня 2022

Эксперименты группы ученых из Института науки и технологий Окинавы (Япония) привели к удивительному открытию: та самая «чаша терпения», про которую сказано в известном фразеологизме с библейскими корнями, существует в материальном мире! А именно – в одной из областей головного мозга, которые активируются серотонином.

Ученые считают, что терпение смело можно отнести к числу качеств, способствующих выживанию человека как отдельного биологического вида. Известно, что оно может вырабатываться не только в ходе эволюции, но и в процессе взросления, воспитания, под действием самоконтроля. Долгое время терпение относили к числу психологических характеристик и не рассматривали как нейробиохимический процесс. Но теперь становится очевидным, что биохимия напрямую влияет на то, насколько стойко и спокойно человек справляется с трудностями и не подает виду, когда что-то идет не так.

Чтобы прийти к такому выводу, исследователи создали генетически модифицированных мышей, наделив их нейронами, вырабатывающими светочувствительный белок серотонин. Затем они погрузили в мозг лабораторных животных особое оптическое волокно, посредством которого им удалось отследить, как именно серотонин активируется внутри нервной ткани. Создавая для грызунов различные сложности, препятствия и проблемные ситуации, требующие принятия решений, ученые выяснили, что при стимуляции нейронов определенной зоны животные дольше и спокойней ждали награды, при этом максимальную стойкость они проявляли в том случае, если не было сомнений в том, что награда будет получена.

Если изучаемые области головного мозга (орбитофронтальная, медианная префронтальная кора и прилежащее ядро) повреждались в ходе исследования, мышь становилась более импульсивной, менее терпеливой и усидчивой. Этот факт доказывал ранее установленную закономерность: когда человек теряет терпение, он становится более импульсивным и менее предусмотрительным. Своевременный выброс серотонина, даже в поврежденных участках мозга, делал животное более терпеливым. По всей видимости, прицельное воздействие на открытые в эксперименте области мозга и нормализация выработки серотонина могут иметь значение для развития терпения и усидчивости у детей и взрослых, страдающих соответствующими проблемами.