Найдена возможная причина хронического течения Лайм-Боррелиоза

ГлавнаяПубликации → Найдена возможная причина хронического течения Лайм-Боррелиоза

19 мая 2022

Болезнь Лайма, или клещевой боррелиоз, входит в число наиболее распространенных заболеваний, передающихся через укус иксодового клеща. Впервые она была диагностирована в 1975 году в американском городке Олд-Лайм, в честь которого впоследствии и была названа.

Первые симптомы боррелиоза обычно настолько специфичны, что установить точный диагноз удается даже без серологического анализа крови (особенно, если известен факт наползания или укуса клеща). На коже больного появляются разного размера неровной формы красно-розовые или бордовые круги (кольцевидная эритема), которые меняют местоположение (поэтому эритема называется мигрирующей). Кожная сыпь сопровождается повышением температуры тела и выраженным ухудшением самочувствия больного. При несвоевременном начале лечения в патологический процесс вовлекаются нервная и костно-мышечная система, органы зрения, сердце и кровеносные сосуды. Это происходит потому, что возбудитель болезни – бактерия рода боррелия – распространяется по внутренним органам и тканям.

Как правило, на фоне антибактериальной терапии симптомы болезни начинают отступать, и пациент выздоравливает. Но в литературе описаны случаи, когда самочувствие пациента не улучшалось спустя несколько месяцев и даже год после прекращении терапии. Такие ситуации, на долю которых приходилось от 10 до 35% от общего числа исходов Лайм-Боррелиоза, стали описывать термином «хронический боррелиоз», хотя некоторые доктора и ученые ставили под сомнение обоснованность этого термина и сам факт существования хронической формы болезни Лайма. Свою точку зрения они обосновывали тем, что, если боррелии не определялись в посевном материале (биологических жидкостях пациента), болезнь следовало считать излеченной, а у имеющихся симптомов искать другую причину.

Возможно, после недавних открытий тем, кто отрицает существование хронического боррелиоза, придется изменить свою позицию: сотрудники Тулейнского университета (США) обнаружили убедительные доводы в пользу того, что симптомы болезни могут сохраняться в течение длительного времени из-за того, что в организме пациента присутствуют погибшие боррелии или их фрагменты. Такие останки не определяются большинством методов лабораторной диагностики, но оказывают существенное влияние на здоровье инфицированного организма.

Исследователи провели ряд экспериментов, в которых фрагменты погибших боррелий оказывали токсичное действие на нервную ткань: в их присутствии запускался воспалительный процесс, который в теории мог служить причиной усталости, быстрой утомляемости и слабости – самых частых жалоб пациентов с хроническим течением болезни Лайма.

Более того – сравнив уровень воспаления, вызванного погибшими и живыми бактериями, исследователи пришли к выводу, что на мертвые микроорганизмы нервная система реагирует более активно, чем на жизнеспособных микробов. Под воздействием фрагментов боррелий в нейронах запускался процесс программируемой клеточной гибели (апоптоз), что могло лежать в основе долгосрочных последствий клещевого боррелиоза.

Теперь перед авторами исследования стоит новая задача: выяснить, почему организм больного не всегда своевременно ликвидирует останки погибших боррелий. Новые открытия в этом направлении помогут создать эффективные лекарства для лечения хронической болезни Лайма, а также разработать действенные методы ее специфической профилактики.