Соевые отходы как средство против ожирения

ГлавнаяПубликации → Соевые отходы как средство против ожирения

В процессе получения молока из соевых бобов остается плотная масса, которую называют соевой пульпой, или окарой. Исследователи из Сингапура и Японии обнаружили, что этот продукт может принести большую пользу при неправильном питании и избыточной массе тела.

В начале исследования ученые усовершенствовали способ приготовления окары, добавив в нее закваску из грибков рода Аспиргиллус и оставив для брожения в темном месте на четыре дня. Изучив химический состав полученной пульпы, исследователи пришли к выводу, что она содержала значительно больше белка и фенолов (антиоксидантов), чем окара, приготовленная традиционным способом. Кроме того, в ферментированном продукте обнаружили меньше нерастворимых пищевых волокон, что было рассмотрено как залог более полного усвоения.

На следующем этапе ученые провели ряд экспериментов in vivo чтобы оценить, как влияет ферментированная соевая пульпа на здоровье грызунов. Они скомплектовали несколько групп лабораторных мышей, определив для каждой группы особый рацион. В первой группе мыши ежедневно получали большое количество жиров, во второй - такое же количество жиров, но с добавлением ферментированной окары. В третьей группе грызуны получали сбалансированное питание.

По прошествии трех недель авторы исследования изучили и сравнили основные показатели здоровья экспериментальных животных. Было установлено, что у грызунов, которые ежедневно получали большое количество жиров и ферментированную окару, прибавка массы тела, уровень триглицеридов и холестерина были значительно ниже, чем у мышей из группы, получавшей избыток жиров без соевой пульпы: грызуны, получавшие окару, прибавили 3 г, а грызуны из других групп – от 6 до 10 г. Значительно менее выраженным на фоне потребления соевой пульпы было и отложение висцерального жира.

Дальнейшие исследования показали, что снижение уровня триглицеридов крови у грызунов, потреблявших окару, было связано с угнетением синтеза белков, участвующих в производстве жирных кислот. На основании этого, исследователи пришли к заключению о том, что соевая пульпа может использоваться как для профилактики ожирения, вызванного неправильным питанием и избыточным потреблением жиров, так и для коррекции состава крови при уже развившихся метаболических нарушениях.

Учитывая результаты предыдущих исследований, в которых было установлено, что регулярное потребление окары способствует снижению уровня сахара (глюкозы) крови, можно сделать вывод о безусловной пользе этого продукта для питания людей с расстройством обменных процессов.

Примечательно, что в настоящее время окара рассматривается скорее как побочный продукт переработки сои. Ежегодно в мире производится до 14 миллионов тонн такого продукта, который по большей части не находит практического применения. В традиционной восточной кухне его используют для приготовления ряда блюд (например, унаханы, в число ингредиентов для которой, помимо окары, входят грибы шиитаке), а также суши, теста для пельменей и каш. Открытие полезных свойств соевой пульпы позволит найти ей более широкое применение как в пищевой промышленности, так и в производстве биологически активных добавок или лекарственных средств.