Почему для пациентов с COVID-19 важен селен?

ГлавнаяПубликации → Почему для пациентов с COVID-19 важен селен?

20 января 2022

С самого начала пандемии ученые пытаются найти объяснение тому, почему у одних пациентов болезнь протекает в легкой и даже бессимптомной форме, а у других приводит к тяжелым осложнениям и летальному исходу. В качестве вероятных причин рассматривалась различные исходные показатели здоровья, а также уровень потребления некоторых витаминов и минералов, оказывающих влияние на иммунный статус человека. Одним из микроэлементов, попавших в поле зрения исследователей, стал селен.

Возможную связь между содержанием селена в тканях организма и течением COVID-19 первыми установили ученые из Китая. В почве некоторых регионов Китая содержится высокая концентрация селена, и уровень его потребления в таких регионах выше, чем на остальной территории страны. Исследователи обнаружили линейную зависимость между содержанием селена в волосах пациентов и статистикой исходов новой коронавирусной инфекции. При более высокой концентрации селена в тканях отмечали более высокую вероятность быстрого и полного излечения, и значительно менее низкий риск летального исхода.

Еще более пристальное внимание селену уделили ученые из Южной Кореи. Они определили уровень этого микроэлемента в крови госпитализированных пациентов, и обнаружили, что у 42% больных отмечается выраженный дефицит селена. По мере увеличения степени тяжести заболевания дефицит становился все более выраженным. Аналогичные исследования, проведенные в России, Иране и Индии также показали более низкие уровни селена в плазме крови пациентов с более тяжелой формой COVID-19, по сравнению со здоровыми людьми или с пациентами с легкой формой заболевания.

Исследование, направленное на определение концентрации селена в крови пациентов с новой коронавирусной инфекцией, проводилось и в Германии. Немецкие ученые установили, что у больных, которые излечились от заболевания, дефицит селена был значительно менее выраженным, чем у тех, кто умер от COVID-19. Схожее исследование проводили в Бельгии. Его авторы обнаружили четкую связь между степенью тяжести пневмонии, показателями окислительного стресса и уровнем селена в крови больных. Дефицит селена был сопряжен с более низким антиоксидантным статусом и более выраженным воспалительным процессом.

Изучая влияние добавок селенита натрия на пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом (одним из распространенных осложнений COVID-19), ученые установили, что его потребление уменьшает выраженность и масштабы воспалительного процесса, улучшает моторную функцию дыхательных путей, восстанавливает антиоксидантную способность легких. Не исключено, что достаточное количество селена в организме может положительно влиять на функцию В и Т-лимфоцитов, поскольку у пациентов с тяжелыми формами новой коронавирусной инфекции часто отмечаются более низкие уровни иммунных клеток, по сравнению с пациентами, у которых заболевание протекает в легкой форме.

Положительное воздействие селена на иммунный статус пациента, по всей видимости, объясняется тем, что этот микроэлемент входит в состав особой группы белков – селенопротеинов, в структуре аминокислоты селеноцистеина. У человека обнаружено не менее двадцати пяти генов, кодирующих селонопротеины, некоторые из которых необходимы для более гладкого течения различных заболеваний.

Часть селенопротеинов участвует в процессах антиоксидантной защиты, помогая организму противостоять атакам свободных радикалов. Другая часть этих белков регулирует окислительно-восстановительный потенциал клеток и тканей. Третья часть используется в метаболизме гормонов щитовидной железы, основного регулятора обменных процессов. Слаженная работа всех белков помогает человеку сопротивляться вторжению вирусов и минимизировать последствия инфицирования. Поэтому вполне возможно, что прием биологически активных добавок и лекарственных препаратов, содержащих селен, в будущем войдет в число официально признанных способов профилактики и вспомогательного лечения COVID-19.