Не самый полезный компонент зубной пасты

ГлавнаяПубликации → Не самый полезный компонент зубной пасты

19 января 2022

Когда в 1965 году швейцарские ученые синтезировали триклозан, его сочли настоящим открытием для сельского хозяйства и промышленности. Спустя несколько лет большие количества этого противомикробного агента уже использовались для борьбы с вредителями и болезнями растений, а в небольших количествах его добавляли в средства личной гигиены, ополаскиватели полости рта и зубную пасту. Исследования показали, что всего 0,3% триклозана в составе зубной пасте могли предупредить развитие гингивита – воспаления десен, часто провоцируемого грамотрицательными или грамположительными бактериями, а также грибками.

Более глубокое изучение триклозана разрушило идиллическую картину о его повсеместной пользе: эксперименты на животных показали, что это вещество негативно влияет на репродуктивную систему и гормональный фон. Поэтому Управление по качеству пищевых продуктов и медикаментов США запретило использовать его в производстве потребительских товаров, сделав, однако, исключение для зубных паст.

В тот момент ученым удалось доказать, что потенциальная польза от добавления противомикробного соединения в зубную пасту заметно превышает его вероятный вред. Сегодня это соотношение изменилось не в пользу триклозана после открытия, которое сделали сотрудники Университета Северной Каролины (США).

Исследовательская группа проводила эксперименты на различных штаммах бактерий, в норме обитающих в кишечнике человека. Они выращивали колонии микробов и добавляли триклозан в питательную среду, тщательно фиксируя любые изменения, которые при этом происходили с представителями кишечной микробиоты.

Во время эксперимента исследователи обнаружили, что противомикробный агент активно взаимодействует с определенной группой ферментов, вырабатываемых одним из штаммов кишечных бактерий. В обычных условиях эти ферменты помогают расщеплять сложные углеводные цепочки, способствуя перевариванию и усвоению сахаров. Но когда те же самые ферменты вступают в химические взаимодействия с триклозаном, образуются соединения, угрожающие здоровью человека. После того, как продукты химического превращения триклозана вводили грызунам, у животных наблюдали образование очагов воспаления на стенке кишечника.

Чтобы убедиться в достоверности полученных результатов, исследователи заблокировали выработку изучаемого фермента клетками бактерий. Затем они добавили триклозан в питательную среду микробов, а полученные после этого химические продукты ввели грызунам. Частота развития воспалений в кишечной стенке животных была существенно ниже.

По мнению авторов исследования, подобные нежелательные взаимодействия могут объяснить, почему во всем мире с каждым днем возрастает заболеваемость синдромом раздраженной толстой кишки и другими воспалительными заболеваниями кишечника. Исследователи планируют продолжить изучение представителей кишечной микробиоты, чтобы выявить новые потенциально опасные продукты и найти способы борьбы с неспецифическими колитами.