
Гипертоническая болезнь с течением времени приводит к поражению так называемых органов-мишеней: кровеносных сосудов (артерий), головного мозга, сердца и почек. Часто именно нарушение функции пораженных органов становится причиной развития летальных осложнений – инфаркта миокарда, инсульта головного мозга, расслоения интимы аорты, хронической и острой почечной недостаточности. Поэтому изучение механизмов поражения мишеней входит в число приоритетных задач ученых.
Не так давно сотрудники Джорджтаунского университета провели серию экспериментов на мышиных моделях, чтобы понять, почему под прицел гипертонии попадают почки. В качестве объекта исследования они использовали ангиотензин II – белок, который играет важную роль в работе ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, одного из главных регуляторов артериального давления (АД).
Название ангиотензина II указывает на две его основные функции: в переводе с латинского, «ангио» означает «сосуды», а «тензио» - «напряжение». Под влиянием этого белка сужается просвет кровеносных сосудов, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, а вместе с ним – и АД. В больших количествах ангиотензин II стимулирует выработку альдостерона – гормона коры надпочечников, контролирующего электролитный баланс. Он вынуждает почки всасывать больше натрия и задерживать меньше калия, из-за чего увеличивается объем жидкости в сосудистом русле и тканях, развиваются отеки и нарушается сердечный ритм. Эти эффекты также способствуют развитию гипертензии.
В норме действие ангиотензина II заканчивается очень быстро: половина его количества распадается буквально за 12 минут. Но при гипертонической болезни запускаются альтернативные пути выработки этого белка, из-за чего он практически постоянно циркулирует в организме и оказывает разрушающее действие на сердечно-сосудистую систему и другие органы-мишени. Постоянное напряжение сосудистой стенки сопровождается повышением ее жесткости и утратой эластичности, а включение гормонов надпочечников приводит к повышению уровня окислительного стресса и преждевременному старению тканей.
Изучая механизмы воздействия ангиотензина II, ученые вводили фиксированные его количества мышам и наблюдали, как при этом меняется уровень стресса. Они обнаружили, что наиболее заметные изменения под влиянием белка происходят в почках, а не в головном мозге, как предполагалось до начала эксперимента.
Хронический стресс, аналогичный тому, что испытывает организм человека, у которого постепенно на протяжении жизни повышается уровень артериального давления, у мышей сопровождался появлением нефункционирующих (стареющих) клеток, по мере накопления которых становились и более яркими отрицательные эффекты ангиотензина II. На следующей стадии эксперимента ученые попробовали ликвидировать стареющие клетки и увидели, что после этого ткани органов-мишеней вернулись в нормальное состояние несмотря на то, что инфузии ангиотензина II продолжались.
Таким образом, был обнаружен новый подход к лечению осложнений гипертонической болезни: состояние пациента можно попытаться улучшить за счет удаления нефункционирующих, старых, клеток. Ну, а до тех пор, пока эффективные методы их уничтожения находятся на стадии разработки, имеет смысл предупреждать развитие отрицательных последствий посредством препаратов, направленных на подавление синтеза или блокировку действия ангиотензина II.