Еще один факт против пальмового масла

ГлавнаяПубликации → Еще один факт против пальмового масла

02 декабря 2021

Журнал «Природа» недавно опубликовал результаты исследования итальянских ученых, которые пришли к выводу, что пальмитиновая кислота – один из основных компонентов пальмового масла – обладает способностью стимулировать рост вторичных опухолевых очагов, или метастазов, при раке. Эффект, который производит это вещество, сохраняется даже после того, как прерывается его связь с клетками опухоли.

Исследование проводилось на животных моделях – мышах, в организм которых вводили культуры клеток злокачественных опухолей человека. Ученые пытались понять, каким образом рацион влияет на вероятность развития метастазов у больного раком. Поэтому они разделили мышей на несколько групп и ввели в их меню продукты, подлежащие пристальному изучению. Только в одной группе грызуны получали здоровую пищу, а во всех остальных группах животные потребляли большое количество какого-либо растительного масла.

Показатели здоровья мышей из всех групп практически не отличались от аналогичных показателей, полученных у мышей из контрольной группы. Исключение составили животные, которые получали с пищей избыток пальмового масла. Рост метастазов у этих мышей значительно ускорился; высокие темпы роста сохранялись даже после того, как опухоли изымали из тела животного и пересаживали грызуну, который питался сбалансированной пищей.

Исследователи провели анализ, чтобы определить, какие именно компоненты пальмового масла проявляют канцерогенную активность. Выяснилось, что эти свойства наиболее сильно выражены у пальмитиновой кислоты.

Ее молекулы изменяли молекулярную структуру оболочки вокруг ДНК раковых клеток. В результате этого изменения активировались несколько сотен генов, связанных с ростом и распространением метастазов. Изменения в структуре ДНК сохранялись даже после того, как раковая клетка проходила несколько циклов деления. Поэтому метастазы формировались быстро и в большом количестве даже после выведения пальмового масла и пальмитиновой кислоты из окружающей среды.

Пока еще рано говорить о правилах составления рациона для пациентов со злокачественными опухолями. Но у исследователей не вызывает сомнений тот факт, что, если в меню у пациента практически отсутствуют продукты, содержащие пальмовое масло, вероятность образования метастазов в ближайшее время или далеком будущем становится гораздо ниже.

Это обстоятельство обретает особую значимость в свете того, что пищевая промышленность все чаще использует пальмовое масло как недорогую альтернативу другим растительным маслам и животному жиру. По статистике, только за 2018 год прирост его потребления составил 20%, по сравнению с предыдущим годом, и в дальнейшем тенденция сохранилась.

Ответственные производители сообщают об использовании насыщенных жиров (и пальмового масла - в частности), указывая в числе ингредиентов: пальмовый стеарин, пальмовый олеин, стеариновую кислоту, кондитерский жир или растительный заменитель жира. Все эти названия используются для пальмового масла и других недорогих жиросодержащих субстанций. Важно понимать, что даже без учета повышенного риска развития метастазов, такие жиры могут стать источником многих проблем со здоровьем – начиная от повышенного уровня холестерина и атеросклеротической болезни, и заканчивая ишемической болезнью сердца и инфарктом миокарда.