Борьба с лишним весом на клеточном уровне

ГлавнаяПубликации → Борьба с лишним весом на клеточном уровне

Примерно 650 миллионов жителей, или 13% населения планеты Земля страдают ожирением. По сравнению с 1975 годом, их число увеличилось в три раза и продолжает расти. Поэтому поиск эффективных средств для борьбы с лишним весом не теряет актуальности для ученых.

В 2009 году было установлено, что у взрослых людей, так же, как и у младенцев, имеется два вида жировой ткани – белая и бурая.

Белые жировые клетки по своей сути являются инертными накопителями, контейнерами для хранения жировых молекул, которые хранятся внутри них в виде одной крупной маслянистой капли.

Бурые жировые клетки имеют более сложное устройство. Внутри них можно обнаружить несколько капель жира, перемешанного с митохондриями – «энергетическими станциями» клеток. Эти внутриклеточные включения придают им характерный бурый цвет и являются фабриками, преобразующими капельки жира в энергию и тепло.

Установлено также, что у отдельных людей есть «бежевые» жировые клетки – клетки бурого жира, погруженные в белую жировую ткань. Считается, что они способны активировать клетки белого жира для выработки энергии.

Долгие годы ученые прикладывали усилия к тому, чтобы увеличить долю бурого и бежевого жира, повысить активность жировых клеток и побудить их сжигать запасы жировых молекул, генерируя энергию и тепло в процессе, называемом термогенезом. В перспективе такая активация рассматривалась как средство лечения сахарного диабета 2 типа, метаболического синдрома и других патологий, связанных с избыточной массой тела.

В новом исследовании, которое в конце октября было описано в международном рецензируемом журнале «Природа», авторы описывают неизвестный ранее клеточный путь, который может способствовать достижению указанных целей. Ключевую роль в этом пути играет гликоген.

По своей химической сущности гликоген является полисахаридом, молекулой, которая образуется из множества остатков молекул глюкозы. Организм человека расщепляет полученные с пищей углеводы до простого сахара – глюкозы, являющейся основным источником питания для клеток. Невостребованная, «лишняя» глюкоза упаковывается в виде молекул гликогена и хранится в клетках печени и скелетных мышц. Оттуда она быстро извлекается и используется для внезапных энергетических потребностей в случае необходимости, а также для поддержания нормального уровня глюкозы в крови (при понижении этого уровня снижается осмотическое давление, и плазма крови легко проникает из сосудов в окружающие ткани, приводя к образованию отеков).

Молекулы гликогена были выявлены и в жировой ткани, но их роль при этом оставалась непонятной. Изначально предполагалось, что гликоген внутри жировых клеток служит запасным резервом энергии и тепла. Но исследователи обнаружили, что его функция здесь выходит за рамки простого хранения энергии: он регулирует процессы, в ходе которых эта энергия вырабатывается.

С накоплением и использованием гликогена оказался связан и цвет жировых клеток: темные оттенки указывают на способность клетки производить и разрушать гликоген. Метаболизм гликогена посылает сигналы о том, что жировая ткань может беспрепятственно расщеплять молекулы АТФ – основного источника энергии, и за счет этого запускается активный метаболизм жиров. Ученые обнаружили, что более высокий уровень гликогена в теле оказался связанным с более быстрым сжиганием жира и потерей веса у мышей, страдающих ожирением.

Дальнейшее изучение пути гликогена может привести к более глубокому пониманию механизмов развития ожирения; уже сейчас установлен тот факт, что у людей, склонных к накоплению лишних килограммов, ниже количество генов, участвующих в процессах преобразования и накопления гликогена. Возможно, регулирование метаболизма гликогена внутри жировых клеток станет новой терапевтической мишенью для лекарственных препаратов, направленных на нормализацию массы тела пациента.