Как грудное молоко защищает младенца?

ГлавнаяПубликации → Как грудное молоко защищает младенца?

16 сентября 2021

О пользе грудного вскармливания написано немало книг и научных трудов; его активную пропаганду ведут многие педиатры и неонатологи. Они опираются на тот факт, что для младенца нет ничего более естественного, чем питание материнским молоком.

Особое значение при этом уделяется защитным свойствам этой ценной субстанции. Доказано, что материнские антитела через молоко передаются ребенку, и защищают его неокрепший организм от ряда распространенных инфекций, в частности – инфекций желудочно-кишечного тракта. Важную роль среди этих антител играют иммуноглобулины класса А – белки, которые преобладают в различных секретах человеческого организма (слюне, пищеварительном соке и в том числе – грудном молоке), и выступают в качестве первой линии защиты на слизистых оболочках.

Высокая концентрация иммуноглобулинов А отмечается в молозиве – «предшественнике» грудного молока. Считается, что количества этих белков, которое получает младенец вместе с молозивом в первые дни жизни, достаточно для обеспечения его специфического иммунитета. Эти белки принимают участие в нейтрализации бактериальных токсинов и обезвреживании вирусов. При их нехватке, а тем более – при полном отсутствии, развивается клиническая картина серьезного иммунодефицита.

Ученых давно интересовал вопрос: каким образом запускается процесс образования иммуноглобулинов А в организме кормящей матери? Понимание процессов, происходящих на молекулярном уровне, могло бы способствовать созданию средств для коррекции иммунодефицитных состояний при генетически обусловленной нехватке иммуноглобулина А.

Важное открытие в этой области сделали сотрудники университета Тохоку (Япония). Они обнаружили, что непосредственное участие в выработке и передаче материнских антител принимает межорганная связь между молочными железами и тонкой кишкой.

Ключевую роль в этом процессе играют Пейеровы бляшки – скопления лимфатических узелков на стенках тонкой и толстой кишки. Обычно они выступают в качестве защитного барьера между болезнетворными микроорганизмами, попавшими в кишечник, и внутренней средой организма. А у кормящих матерей, как выяснили японские ученые, эти агрегаты лимфоидной ткани принимают участие и в выработке антител.

Иммунная реакция внутри Пейеровых бляшек запускается при помощи двух типов кишечных бактерий – Превотеллы буккалис и Бактероидов ацидифациенс. В норме они заселяют желудочно-кишечный тракт кормящих матерей. Основная задача этих микроорганизмов – отбор проб клеток антигена и активация работы лимфоидных узелков. После того, как внутри узелков запускаются нужные процессы, плазматические клетки, продуцирующие иммуноглобулин А, мигрируют в молочные железы, и вместе с материнским молоком антитела передаются ребенку.

Исходя из результатов этого исследования, ученые пришли к выводу: увеличить количество защитных антител в грудном молоке можно посредством специальных пробиотиков, то есть лекарственных препаратов или биологически активных добавок, содержащих необходимые материнскому организму кишечные бактерии. Таким образом, был найден один из возможных иммунологических и микробиологических подходов к повышению качества грудного вскармливания, и в очередной раз доказана значимость здоровой кишечной микробиоты.