Новая тактика антибиотикотерапии

ГлавнаяПубликации → Новая тактика антибиотикотерапии

09 сентября 2021

Открытие пенициллина - первого вещества, обладающего антибактериальным действием, вывело медицину на новый виток эволюции. Но, как выяснилось позднее, эволюционировать способны не только люди, но и бактерии. Чем чаще применялись антибиотики для лечения бактериальных инфекций, тем чаще выяснялось, что инфекция становится невосприимчивой к ним. Эта проблема – проблема глобальной антибиотикорезистентности – дамокловым мечом нависла над человечеством.

Один из возможных путей ее решения – это поиск новых веществ, способных вызывать гибель микроорганизмов, утративших чувствительность к уже использующимся соединениям. Ученые прилагают массу усилий к тому, чтобы обнаружить потенциально полезные компоненты в субстанциях растительного и животного происхождения, либо синтезировать их химическим путем. Но этот путь долог и полон препятствий: даже после того, как полезное вещество будет получено, ему предстоит пройти испытания на безопасность для организма человека, на размер минимально эффективной и токсичной дозы, и массу других исследований.

Более простой путь был открыт в Институте эволюционной биологии Макса Планка Кильского университета (Лейпциг, Германия). Его сотрудники выяснили, что быстрое чередование нескольких антибактериальных препаратов из одной химической группы способно предупредить развитие устойчивости (резистентности) бактерий.

Исследование проводилось на колонии синегнойной палочки, которая известна своей способностью вызывать развитие пневмонии и других не менее опасных заболеваний у людей. Ученые протестировали три различных последовательности антибиотиков в лабораторных условиях, и измерили их эффективность в уничтожении различных субпопуляций эволюционировавших бактериальных клеток. Две последовательности антибиотиков принадлежали к одному классу – β-лактамов, в структуре которых имеется один объединяющий компонент (β-лактамное кольцо). В третьей последовательности были собраны антибиотики с разными механизмами действия.

К удивлению исследователей, обе последовательности β-лактамных антибиотиков показывали лучшие результаты в уничтожении популяции синегнойной палочки, чем антибиотики с разными механизмами действия. Это открытие опровергает устоявшееся положение о том, что использование препаратов с однотипным воздействием на микробные клетки повышает вероятность развития перекрестной устойчивости и является неэффективным с клинической точки зрения.

В ходе исследования была поставлена под сомнение и популярная гипотеза о том, что быстрая и частая смена антибактериального препарата способствует развитию резистентности бактерий. В случае, когда ученые быстро меняли один β-лактамный антибиотик на другой, наблюдалось лучшее исчезновение бактериальной популяции. По всей видимости, бактерии не успевали адаптироваться к лекарственным препаратам.

Также в ходе эксперимента ученые провели сравнительный анализ эффективности действия нескольких препаратов из группы резерва (цефсулодина, дорипенема, карбенициллина), и оценили, как влияют изменения, происходящие в бактериальных клетках в процессе лечения, на восприимчивость к этим препаратам. Было установлено, что к дорипенему резистентность развивалась гораздо медленнее и реже.

Результаты этой работы показали: несмотря на то, что по всем законам антибиотикотерапии лечение схожими препаратами должно было ускорить эволюцию устойчивости бактерий, этого не произошло. Применение антибиотиков из одной группы может быть эффективным в случаях, когда развивается резистентность к одному из ее представителей, а в определенных случаях может быть целесообразной быстрая смена антибиотика.