
По оценке специалистов, около 60% людей, прошедших вакцинацию против COVID-19, отмечали наличие тех или иных побочных эффектов. В подавляющем большинстве случаев они предъявляли жалобы на мышечные и головные боли, а также повышение температуры тела в первые несколько суток после прививки. Эти симптомы возникали примерно с одинаковой частотой, независимо от вида использованного препарата.
Нередко наблюдались и более серьезные реакции на вакцину. У кого-то они складывались в гриппоподобный синдром, у кого-то сводились к нарушению работы сердца или свертывающей системы крови. Неудивительно, что у тех, кто еще не прошел процедуру вакцинации, возникали вполне обоснованные опасения, и подавлялось желание записываться к врачу.
Ученые обратили внимание на эту проблему и попытались понять, что именно скрывается за нежелательными реакциями на вакцины против коронавируса. Результаты первой работы недавно были опубликованы в международном журнале «Научная иммунология». Автором исследования стала команда специалистов из Австралии.
Исследователи пришли к выводу о том, что большинство побочных эффектов антиковидных вакцин возникает в результате усиленной выработки интерферона I типа (ИФН I), который, в свою очередь, запускает синтез биологически активных соединений – цитокинов, обладающих противовирусным действием. Основная задача цитокинов – обезвредить вирус на уровне дыхательной системы и не допустить его распространения по организму.
Науке известен тот факт, что при некоторых инфекциях избыточная выработка ИФН I обусловливает большую часть клинических симптомов. В частности, так происходит при гриппе и некоторых ОРВИ: в ответ на вторжение вируса организм вырабатывает интерферон, и больной отмечает ухудшение самочувствия, напоминающее состояние пациентов после вакцинации от COVID-19.
Но при новой коронавирусной инфекции большинство симптомов возникает из-за выработки большого количества интерлейкина 6 (ИЛ-6). Он же запускает так называемый «цитокиновый шторм» - одно из наиболее грозных осложнений COVID-19.
ИФН I при естественном заражении коронавирусом вырабатывается не так много. Более того – многочисленные исследования клинических случаев COVID-19 показывают, что у больных с тяжелым течением болезни отмечается низкий уровень ИФН I в крови. Недостаточная выработка этого белка вполне может рассматриваться как предпосылка к тяжелому течению болезни. В свою очередь, вакцинация, стимулируя синтез ИФН I, сведет к минимуму вероятность развития тяжелых случаев.
Кроме того, ИФН I усиливает стимуляцию дендритных клеток, которые передают информацию об антигене (в данном случае – коронавирусе) незрелым Т-лимфоцитам (CD4+ и CD8+). CD4+ настраивают В-клетки на выработку антител, а CD8+ превращаются в клетки, способные самостоятельно расщепить (лизировать) частички вируса. Т-лимфоциты обладают функцией долговременной памяти. Поэтому, даже после того, как с момента вакцинации проходит какое-то время, они быстро распознают захватчика и уничтожают его.
Таким образом, выработку ИФН I можно рассматривать как положительный процесс, приносящий пользу пациенту. В настоящее время лекарственные препараты, в основе которых лежит этот белок, с успехом применяются в терапии гепатита В и С, рассеянного склероза и других опасных болезней. Они часто вызывают побочные эффекты, схожие с побочными эффектами антиковидных вакцин. Но если учесть, в каком соотношении находится риск и ожидаемая польза от применения таких препаратов, ни у кого не останется сомнений относительно того, стоит ли доверять им свое здоровье и жизнь.
Примечательно, что более активная выработка ИФН I происходит в молодом возрасте, особенно – у женщин. Поэтому у молодых пациентов, особенно женского пола, чаще наблюдаются нежелательные реакции на прививку. Однако и вероятность выработки прочного иммунного ответа у них считается более высокой, чем у пожилых людей. Не случайно многие доктора и производители вакцин активно обсуждают вопрос целесообразности трехкратной вакцинации пожилых пациентов.