Перспективный подход к лечению мышц

ГлавнаяПубликации → Перспективный подход к лечению мышц

25 августа 2021

Поврежденная мышечная ткань не обладает способностью к самовосстановлению, поэтому, если в ней образуется крупный дефект, на его месте формируется грубая, неэластичная, соединительная ткань, или, попросту говоря, рубец. Он препятствует нормальной работе и питанию мышц, из-за чего серьезные травмы или заболевания, сопровождающиеся отмиранием мышечных волокон, часто приводят к ограничению свободы движений человека.

В самых тяжелых случаях – например, при развитии прогрессирующей мышечной дистрофии – с течением времени больной все хуже управляет своим телом, и, когда поражение достигает мышцы сердца или диафрагмы (мышечной перегородки, отделяющей брюшную полость от грудной клетки), возникает угроза летального исхода от остановки дыхания или сердца. По статистике, ежегодно в мире рождается не менее 3,5 тысяч детей, страдающих этой опасной патологией. Первые ее проявления могут возникнуть уже на третьем году жизни ребенка, а продолжительность жизни больного редко достигает 40 лет.

Ученые давно пытаются найти эффективный способ восстановления дефектной мышечной ткани. Большим прогрессом в этой области можно считать открытие, которое сделали сотрудники Гарвардской медицинской школы. Результаты их работы недавно были опубликованы в международном журнале «Гены и развитие» («Genes & Development»).

Исследователи взяли за основу клетки кожи человека и, осторожно вмешавшись в их генетическую структуру, превратили кожу, то есть покровную ткань, в зрелую мышцу. Для этого они запустили экспрессию гена МиоД, или гена мышечной регуляции. Этого оказалось достаточно для того, чтобы трансформировать клетку эпителия в мышечное волокно.

Недостаток этой работы заключался в том, что зрелые мышечные клетки не имеют способности к делению и не могут восстанавливаться при повреждении, о чем и было написано выше. Поэтому ученые стали искать пути получения более молодых, не полностью сформированных, мышечных клеток, обладающих хорошей пластичностью и более высокой приживаемостью, необходимой для успешной имплантации в поврежденные фрагменты тканей.

Они обратили внимание на структуру молекулы ДНК мышц. В зрелых клетках содержится молекула, которая прошла через определенное химическое превращение – реакцию метилирования. Метилирование ДНК позволяет специализированным клеткам, к числу которых относятся и мышечные волокна, сохранять свою идентичность. Исследователи попытались удалить определенные метки, которые образуются на ДНК в процессе метилирования, и их попытка увенчалась успехом: были получены предшественники мышечных волокон, или стволовые мышечные клетки.

Для удаления меток ученые использовали сочетание трех химических веществ, каждое из которых запускало определенную реакцию. При этом они наблюдали, как исходная субстанция – клетки кожи – возвращаются в примитивное состояние, характерное для стволовых клеток мышц. Не исключено, что использованная комбинация реактивов может принести плоды и в других экспериментах, связанных с получением различных типов стволовых клеток.

Но пока главная цель исследователей – довести свое открытие до логического завершения, обеспечив ему применение в практической медицине. Возможно, в будущем преобразованные клетки кожи будут использоваться для лечения серьезных мышечных травм, дегенерации мышц, связанной со старением организма, и для борьбы с такими опасными патологиями, как прогрессирующая мышечная дистрофия.