Полисахариды против аутоиммунных болезней

ГлавнаяПубликации → Полисахариды против аутоиммунных болезней

16 июля 2021

Арсенал лекарственных препаратов против аутоиммунных патологий может обогатиться в ближайшее время благодаря открытию, которое сделали ученые из Пхоханского университета науки и технологии (Южная Корея). Они обнаружили, что некоторые полисахариды – углеводы, состоящие из множества цепочек простых сахаров, эффективно подавляют возникновение и прогрессирование иммунных нарушений.

Проблема аутоиммунных патологий стоит в Южной Корее очень остро: общая численность населения здесь составляет чуть менее 51 270 000 человек. Из них примерно 37 тысяч человек страдают неспецифическим язвенным колитом, примерно у 18 тысяч человек установлен диагноз «болезнь Крона», и еще у 2,5 тысяч пациентов диагностирован рассеянный склероз.

Определенную роль в возникновении этих заболеваний играют экологические и генетические факторы, но конкретные причины их развития в настоящее время науке неизвестны. Установлен лишь тот факт, что все они связаны с расстройством функций иммунной системы. Ключевую роль в нарушении работы иммунитета играют Т-клетки. Вместе с моноцитами, макрофагами и дендритными клетками, они атакуют собственные ткани организма, запуская хронический воспалительный процесс.

В настоящее время в клинической практике для лечения аутоиммунных патологий применяются препараты, которые подавляют системное воспаление (в частности, гормоны из группы глюкокортикостероидов). Они помогают улучшить самочувствие больного и восстановить работу пораженного органа, но оказывают ряд побочных действий – в частности, повышают восприимчивость к инфекциям и негативно влияют на обмен веществ. Поэтому поиск альтернативных способов лечения не прекращается.

В этом поиске ученые из Кореи сосредоточились на микробиоме человека – бактериях, которые в норме населяют кишечник. Они провели тщательный анализ продуктов жизнедеятельности этих бактерий и заметили, что некоторые вещества оказывают большое влияние на развитие и регуляцию иммунного ответа.

Так, исследовательская группа выделила специфические полисахариды из дрожжей, и пронаблюдала их противовоспалительное действие. Затем, используя высокоэффективную жидкостную хроматографию и методы ядерного магнитного резонанса, исследователи идентифицировали компоненты и химические структуры полисахаридов, и объединили их под названием MGCP (маннан/1,6-глюкансодержащие полисахариды).

На мышиных моделях воспалительного заболевания кишечника и рассеянного склероза было доказано: введение MGCP подавляло образование воспалительных клеток, а именно – Т-хелперов типа 1. Одновременно становился активным процесс образования регуляторных Т-клеток, оказывающих противовоспалительное действие. За счет этого подавлялось прогрессирование воспалительных заболеваний. Исследователи определили также механизм действия MGCP, установив, что он связан с двумя различными врожденными иммунными рецепторами.

Регуляция активности иммунной системы во многом оказалась связанной с действием бэта-1,6 глюкана. Эта разновидность бэта-глюканов может стать основой для препаратов против аутоиммунных заболеваний, тогда как другая разновидность – бэта-1,3-глюканы – проявили себя как активаторы и усилители иммунного ответа. Способность бэта-глюканов оказывать иммуномодулирующее действие открыта давно, но роль отдельных разновидностей изучена впервые.

Помимо бэта-1,6-глюканов, в основу противовоспалительной терапии могут быть положены цельные полисахариды MGCP – возможно, они обеспечат новый подход к лечению, основанный на избирательном подавлении воспалительной реакции. Снижение риска системных побочных эффектов сделает терапию более безопасной и позволит повысить качество жизни пациентов.