Как формируются воспоминания?

ГлавнаяПубликации → Как формируются воспоминания?

13 октября 2020

Почему одни воспоминания мгновенно исчезают, а другие хранятся в памяти на протяжении многих лет, а то и всей жизни человека? Ученые давно пытаются найти ответ на этот вопрос. И вот совсем недавно сотрудникам из университета Макгилла (Канада) удалось сделать большой шаг в нужном направлении.

Ученые изучали процесс консолидации памяти, то есть перехода кратковременных воспоминаний в долговременные. Если сравнивать процесс консолидации с работой компьютера, он будет выглядеть как перенос информации с оперативной памяти на жесткий диск. Так вот, чтобы записать воспоминания на «жесткий диск» головного мозга человека, необходимо задействовать определенные белковые молекулы. Синтез белка – неотъемлемая часть формирования долгосрочных воспоминаний.

Исходя из этого, ученые попытались активировать нервные клетки, в которых происходит синтез новых белков в то время, как консолидируются воспоминания. И здесь их поджидало интересное открытие: оказалось, в создании долгосрочной памяти участвуют не только возбуждающие, но и тормозные нейроны.

Возбуждающие нейроны гиппокампа формируют нейронные связи и создают своего рода эскиз (след) воспоминаний. А вот тормозные соматостатиновые нейроны необходимы для того, чтобы стереть все лишнее (очистить фон) и тем самым сформировать достаточно четкое, стойкое воспоминание.

Исследователи попробовали найти практическое применение своему открытию – в частности, оценить, как оно может способствовать лечению нейродегенеративных заболеваний, в том числе, болезни Альцгеймера. Они установили, что активация тормозных нейронов может оказаться эффективной даже после того, как воспоминание уже сформировалось. Используя свойство пластичности нейронных сетей, можно изменить долговременную память даже при нарушении работы нервной системы.

Ну, а пока канадские специалисты работали над изучением процесса запоминания, группа ученых из Японии сосредоточилась на обратном процессе – забывании. И в этой области тоже были сделаны интересные наблюдения: проведя ряд исследований, ученые пришли к выводу, что в процессе забывания информации участвуют клетки, производящие меланин-концентрирующий гормон (МСН).

Это вещество не выделяется у грызунов, и его физиологическая роль в настоящее время до конца не выяснена. На данный момент известно, что МСН отвечает за пищевое поведение и энергетический обмен. Вполне вероятно, что открытие японских ученых прольет свет на новые функции меланин-концентрирующего гормона, и впоследствии лекарства на основе него можно будет использовать для лечения расстройств памяти.