
С очередной проблемой столкнулись разработчики вакцин от новой коронавирусной инфекции. О ней на онлайн-совещании Российской академии наук рассказал заместитель директора Управления по контролю над качеством и безопасностью пищевых продуктов и медикаментов США.
Проблема заключается в том, что только у небольшой части вакцинированных добровольцев, участвовавших в первой и второй фазе испытаний препарата, образовались антитела, способные нейтрализовать коронавирус. У остальных добровольцев происходило формирование антител, не защищающих человека, а, напротив, усугубляющих последствия контакта с вирусом.
Такие антитела, в случае заражения SARS-CoV-2, связываются с ним, но не блокируют распространение по организму и не вызывают его гибель. В ряде случаев это приводит к развитию состояния, схожего с сильной аллергической реакцией. Происходит выброс большого количества цитокинов – провокаторов воспалительного процесса, что значительно отягощает течение болезни. Повышается вероятность развития цитокинового шторма – одного из самых тяжелых осложнений COVID-19.
В других случаях вирус, связанный с «пассивным» антителом, воспринимается клетками как часть организма. Он быстро скрепляется с нужными рецепторами и беспрепятственно проникает внутрь клетки. Такой эффект рассматривается как антителозависимое усиление инфекции. Возможность его развития вызывает тревогу и требует более тщательной работы над созданием вакцины – в частности, целенаправленного получения препарата, способного активировать выработку только нейтрализующих антител.
В настоящее время в мире на стадии доклинических испытаний находится более 130 препаратов. 17 препаратов вышли на стадию клинических исследований; среди них – несколько разработок российских докторов.
Самочувствие россиян, которые испытали на себе действие вакцины, остается удовлетворительным с момента ее введения на протяжении всего периода наблюдения. Если ничего не изменится, первая группа добровольцев будет выписана домой 15 июля, вторая – 20 июля. Однако, насколько эффективным будет иммунный ответ, сформированный после введения российских препаратов, пока неизвестно. Не исключено, что наши специалисты встретят те же препятствия, что и их американские коллеги.