Логин
Пароль

Альберт Михайлович Акмалов об автоматизации медицинских учреждений страны

ГлавнаяФорумНовости от АРМИТ → Альберт Михайлович Акмалов об автоматизации медицинских учреждений страны

Администратор клиники ML

16.08.2013 17:57

На официальном портале здравоохранения Одинцовского района электронной регистратуре посвящен целый раздел. Там любой желающий может за считанные минуты записаться к врачу во взрослую или детскую поликлиники. Наличие такого раздела, как, впрочем, и самого интернет-­ресурса, в регионе пока еще исключение из правил. Одинцовский район стал одним из тех муниципальных образований в области, где не формально, а всерьез занялись информатизацией медучреждений.
Помимо участия в госпрограмме здесь своими силами разработали, внедрили и отладили работу электронной регистратуры.
Действительно, ссылки записи в поликлинику № 1 при ЦРБ и в детскую поликлинику при ОЦРБ ведут на разные ресурсы: первая оставляет пользователя на местном портале, вторая адресует на Единый медицинский портал Московской области.
– Наша детская поликлиника была включена в пилотный проект программы по информатизации, реализуемой в рамках модернизации здравоохранения Московской области, – поясняет начальник Управления здравоохранения Одинцовского района Дарья Пенионжкевич. – Оснащение 70 рабочих мест компьютерами, внедрение электронной регистратуры осуществлялось силами Министерства здравоохранения Московской области.
Однако, как уже не раз было отмечено, работу единого медицинского портала гладкой не назовешь. Записаться на прием к специалисту в медучреждение, включенное в пилотный список, можно. То есть система функционирует, но до конца еще не отлажена. Кто­-то путается в интерфейсе, кто­-то не всю или неточную информацию забивает в регистрационную форму, и в результате все удобство от услуги сводится на нет – пациенту все равно приходится стоять в очереди в регистратуру.
Гораздо проще и удобнее, как наглядно показывает пример Одинцова, работает собственный проект.
– И сам портал odinzdrav.ru, и электронную очередь во взрослую поликлинику мы сделали на средства из муниципального бюджета, – продолжает Дарья Юрьевна. – Разработка портала легла на плечи сотрудников Одинцовского гуманитарного института, простая и понятная электронная запись уже работает и пользуется среди наших жителей популярностью. К сожалению, у нас недостаточно средств, чтобы самим организовать онлайн­-запись к врачу и в других наших лечебно-­профилактических учреждениях, но правительство Московской области планирует до конца нынешнего года обеспечить все подмосковные ЛПУ электронной регистратурой.
В этой ситуации сверхъестественного ничего нет. Во­-первых, на воплощение в жизнь таких глобальных проектов всегда требуется время. А в конкретном случае оно необходимо не только на отладку системы. «Человеческий фактор», «наш менталитет» – эти набившие оскомину фразы часто слышны из уст специалистов, комментирующих данный вопрос. К примеру, обычное дело: увидеть в расписании свободные окошки и записаться везде, мол, если завтра не смогу, схожу послезавтра. В итоге многие остро нуждающиеся в осмотре пациенты попросту лишаются возможности попасть на прием.  
А во-­вторых, автоматизация медучреждения – процесс несложный, но трудоемкий. Организация электронной регистратуры – лишь малая ее часть.
По словам Альберта Акмалова, руководителя проекта «Медицинская информационная система MedWork» компании Master Lab, главная проблема, с которой сталкиваются разработчики – отсутствие в российской медицине внятной стандартизации:
– Если взять, например, бухгалтерский учет, то фактически вся деятельность бухгалтерии регламентирована конкретными инструкциями Минфина. Бери и прикладывай их в программный код. Поэтому все программы, которые автоматизируют бухгалтерию, более-­менее одинаковые. В российской медицине еще 10 лет назад был только один официально задокументированный стандарт – МКБ­9, Международная классификация болезней 9­-го пересмотра. И все. То есть область абсолютно не формализована. Да, имелись некие установки, как вести прием пациентов, но жесткого регламентирования, как, например, в американской системе здравоохранения (где отклонение от стандартов лечения – практически судебное дело), не было. Сегодня ситуация улучшилась: гораздо больше существует документов, которые подготовил Минздрав, появился стандарт «Электронная история болезни». Тем не менее, в области здравоохранения все автоматизирующие программы абсолютно разные. Регламентирующих документов по- прежнему мало.
Поэтому-­то пока на практике эффективны либо локальные проекты, как в вышеописанном случае, либо программные решения, вроде системы MedWork, главным козырем которой является универсальность и возможность легкой настройки под любого клиента. Наиболее востребованы те информационные системы, которые способны учесть особенности не только отдельно взятого медучреждения, но и целого направления: возможность создавать на базе одной программы различные конфигурации для автоматизации и больницы, и санатория, и акушерской клиники, и ветеринарной лечебницы. Плюс некоторые разработчики, включая Master Lab, запускают собственные порталы, где любое медицинское учреждение может зарегистрироваться и самостоятельно вести электронную запись на прием к врачу.
Компаний, занимающихся автоматизацией ЛПУ, немало. Однако конкуренция носит дружеский и партнерский характер.
– Рынка как такового нет, – разводит руками Альберт Михайлович. – Если не брать последний год, то, по моим оценкам, в России автоматизировано 5% учреждений. Но картина меняется. Появились огромные государственные деньги и появились всероссийские системы автоматизации. Мы тоже принимаем активное участие в этих проектах. Но пока на уровне конкретной поликлиники они работают плохо. У них банально нет такого количества специалистов, чтобы обучить каждого врача, сделать что­-то для него удобное, учесть все нюансы его работы. Первая ласточка, которая уже неплохо заработала, но и которую проще всего сделать – это как раз удаленная запись на прием.
Тем не менее несмотря на имеющиеся проблемы, специалисты уверены: автоматизация медицинских учреждений страны – это вопрос максимум двух лет. И уже не за горами тот день, когда записаться к врачу не отходя от домашнего компьютера, за пару минут сможет каждый. Ну, может, и не за пару. Понадобится еще несколько, чтобы остановиться на удобном для себя сервисе. Выбирать будет из чего.
 
Источник статьи: http://enp-mo.ru/articles/articles_4758.html

Ответить Цитировать

Написать ответ

Помогите нам точнее определить ваше местоположение. Укажите в каком населенном пункте вы находитесь.