Логин
Пароль

Детский сон

ГлавнаяПубликации → Детский сон

Сон является универсальным явлением, которое имеет решающее значение для здоровья и развития. Это поведенческий и физиологичный процесс, характеризующийся обратимым состоянием, частичной невосприимчивостью и расцеплением с окружающей обстановкой.

Сон в целом по полисомнографическим узорам можно разделить на активный и не активный. Структура сна изменяется в течение жизни рибенка. Циклы сна длятся около 60 минут у новорожденных и постепенно увеличиваются до 90 минут у детей и взрослых. Новорожденные обычно начинают свой цикл с активного сна, в то время как старшие дети и взрослые начинают спать с неактивного сна. Активный сон составляет до 50% от общего времени сна у новорожденных и постепенно снижается до 25% до 30% в подростковом возрасте. Медленный сон не выявлен раньше 3-х - 6-месячного возраста. Начиная с 6 до 12 месяцев и продолжая до зрелого возраста, сумма быстрого сна сдвигается в сторону последней трети ночи, в то время как медленный сон преобладает в течение первой трети ночи.

Сроки и продолжительность сна также меняется с возрастом. Сновидений становится больше. Суточное и общее ежедневное время сна постепенно уменьшается. Доношенные дети спят в среднем от 16 до 18 часов в сутки в фрагментированные промежутки времени в течение дня и ночи.  Дети в один год спят в среднем от 10 до 11 часов в сутки и дневной сон составляет от 2-х до 3-х часов в течение дня. Частота дневного сна уменьшается от двухразового до одного в течение второго года жизни.

Проблемы со сном являются одной из наиболее частых жалоб в педиатрической практике. Существуют многочисленные нарушения сна, в том числе поведенческие (отказ от сна, задержка наступления сна, ночные пробуждения), парасомния и расстройства циркадного ритма. Также к проблемам сна следует отнести синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) и расстройства сна, связанные с психическими и физическими заболеваниями.

Нарушения сна могут проявляться различными способами и часто являются неузнанными. У некоторых детей наблюдается в дневное время поведенческие проблемы, включая невнимательность, гиперактивность, или раздражительность, а не явная сонливость.

Скрининг нарушений сна рекомендуется как часть первичной медицинской помощи. Врачи должны исследовать проблемы сна: чрезмерная сонливость в дневное время, частые пробуждения в ночное время, наличие храпа, нарушения дыхания во сне. Оценка жалоб сна начинается с подробного расспроса о поведении перед сном, начале сна и пробуждении. Подробное описание среды сна может привести к пониманию проблем, к нахождению способов достижения нормального сна. Рекомендуемое лечение включает в себя комфортные условия отхода ко сну: тип кровати, окружающий свет, шум, температура. Структура домашнего хозяйства процедуры и культурная практика могут иметь важное значение и влиять на сроки и легкость сна (например, родительская обеспокоенность, вечерние мероприятия, количество членов семьи). Рацион питания влияет на сон, в том числе время приема пищи и потребление кофеина.

Детальная оценка симптомов СОАС (удушье, храп, задержка дыхания и пр.) должна быть получена у всех детей, которые регулярно храпят. Расстройства засыпания могут быть связаны с психологическими травмами. Когда опрос не раскрывает причину расстройства сна, дневник сна может быть полезным.

Полное физическое обследование важно, чтобы исключить медицинские причины нарушения сна, такие как неврологические патологии, которые могут быть связаны с эпилепсией и другими расстройствами центральной нервной системы. Дети с генетическими синдромами, связанными с задержкой развития, могут иметь нарушения сна. Также у детей с расстройством внимания, с алкогольным синдромом внутриутробного развития плода, у гиперактивных детей увеличивается риск расстройств сна, чем у других детей.

Детская поведенческая бессонница делится на два подтипа: Первый подтип проявляется в виде частых или продолжительных ночных пробуждений, которые возникают у детей раннего возраста или у подростков.  Второй подтип является наиболее распространенным в дошкольном возрасте и у детей младшего школьного возраста и характеризуется отказом от сна, который обусловлен непослушанием или неспособностью соблюсти правила перед сном.
Ночные страхи также распространенная причина отказа от сна.

Парасомния включает лунатизм, ночные кошмары и спутанность пробуждения. Это происходит во время медленного сна и более вероятно, в течение первой трети ночи. Она больше встречается у детей дошкольного возраста и, как правило, проходит со временем. 

Суточные нарушения ритма являются наиболее распространенными во время подросткового возраста, но может возникнуть в любом возрасте. Они состоят из преувеличенной задержки фазы сна, что приводит к невозможности пробуждения по утрам и неспособности удовлетворить требования сна. Многие подростки пытаются окупить потерянный сон по выходным. В результате лишение сна приводит к проблемам с обучением и контролем эмоциями.

Синдром обструктивного апноэ сна в детстве не всегда очевиден. СОАС обычно вызывается воспалением миндалин или гипертрофией аденоидов. Некоторые дети могут иметь чрезмерную сонливость в дневное время. Дети с ожирением подвергаются повышенному риску для СОАС. У многих детей с СОАС возникают когнитивные трудности и школьные проблемы.

Первичные нарушения сна должны быть дифференцированы от расстройств сна, связанных с психиатрическими и медицинскими расстройствами. Психозы, тревожные расстройства могут быть связаны с неупорядоченностью сна. Врач должен также рассмотреть вопросы о проблемах сна, связанных с эпилепсией и нарушением развития.

Установление базового уровня здоровых привычек сна имеет важное значение для профилактики и лечения нарушений сна у людей всех возрастов. Они включают наличие последовательного и соответствующего порядка отхода ко сну и пристальное внимание к гигиене сна. Порядок действий перед сном должен состоять из трех или четырех успокаивающих мероприятий, которые помогают успокоить ребенка и показать, что пришло время спать. Это должно длиться не более 30 минут. Мероприятия могут включать в себя купание, чистка зубов, чтение сказки или пение песни. Даже для детей старшего возраста и подростков требуется последовательный порядок отхождения ко сну. Время должно быть установлено достаточно рано, чтобы обеспечить достаточный сон в ночное время, и порядок отхождения ко сну и пробуждения утром должно быть последовательным, в том числе на выходных. Телевизоры и другие электронные устройства должны быть удалены из спальни, так как это может привести к задержке начала сна и неадекватным сновидениям. Расстройство порядка отхождения ко сну в младенческом возрасте, как правило, может бытьпредотвращено родителями при понимания детской физиологии сна, планирование и организация окружающей среды сна младенца должны совпадать  с потребностями семьи. Рекомендуется положить детей в постель сонным, но до этого необходимо сменить подгузник, накормить ребенка и обеспечит ему комфорт. Безопасная среда сна очень важна. Дети, как правило, не спят всю ночь до 6-месячного возраста, а некоторые не спят ночью от 12 до 18-месячного возраста. Совместный сон (мать и ребенок спят вместе) является обычным явлением, но это не рекомендуется из-за повышенного риска синдрома внезапной детской смертности.

Поведенческие вмешательства являются основой лечения поведенческих расстройств сна. В дополнение к гигиене сна и последовательному порядку отхождения ко сну при сопротивлении отхода ко сну у детей младшего школьного возраста применяются  конкретные поведенческие стратегии. Систематическое игнорирование состоит в отсутствии внимания от родителей к требованиям ребенка во время сна.  Позитивные стратегии также могут быть использованы в дошкольного возрасте и для детей старшего возраста. К ним относятся награды (например, наклейки) для встречи перед сном (цель, например, пребывание в постели). Для детей с ночными страхами может воспользоваться поведенческая терапия, направленная на укрепление чувства безопасности.

Нечастые и не продолжительные парасомнии не нуждаются в лечении за рамками успокоения. Обеспечение безопасной среды имеет важное значение. опережающее краткое пробуждение ребенка незадолго до типичного возникновения парaсомнии может быть эффективным в прерывании события. Детям с частой или продолжительной парасомнией может потребоваться исследование сна, чтобы оценить возможные расстройства сна. Циркадный ритм также восстанавливается путем обеспечения порядка отхождения ко сну и гигиены сна, а также путем перенастройки биологических часов.

Редко детям с бессонницей дают медицинские препараты. Мелатонин (доза, от 2,5 до 10 мг) обладает снотворным свойством, полезен при лечении синдрома задержки фазы сна, успешно используется как у детей с нормальным развитием , так и с задержками в развитии.

Наиболее очевидным и серьезным осложнением, связанным с расстройством сна у детей является ухудшение познавательной способности и эмоциональной регуляций. Это нарушение подвергает детей риску неудач в школе, семейным трудности и социальным проблемам. Вполне вероятно, что лишенные сна дети подвергаются повышенному риску острых заболеваний и психических расстройства.

 

1280
Порекомендуйте статью:
Комментарии (0):
Написать комментарий
Для того чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться
Помогите нам точнее определить ваше местоположение. Укажите в каком населенном пункте вы находитесь.